Главная : : Статьи : : Виды недержания мочи

Виды недержания мочи

Что такое недержание мочи?

Согласно официальному определению, такое название носит состояние, при котором наблюдается непроизвольное выделение мочи, не поддающееся контролю со стороны пациента. Чаще всего это состояние не несет угрозы жизни больного, но представляет собой весьма значимую социальную проблему для человека.

Какие существуют виды недержания мочи?

Существует множество классификаций этих нарушений, в разной степени отражающих особенности каждого случая. Но одной из наиболее полных, охватывающих все виды патологий считается классификация, разработанная International Continence Society — Комитетом Стандартов Международного Общества по удержанию мочи. На данный момент именно она является самой популярной среди медиков. Данная классификация включает следующие виды:

1. Императивное недержание мочи.

Повелительное, или ургентное, недержание мочи характеризуется тем, что пациент не способен удержать мочу на пике выраженного позыва к мочеиспусканию. Причина этой формы недержания заключена в повышенной активности мышц стенки мочевого пузыря. Ургентное недержание мочи может быть вызвано патологиями головного или спинного мозга, гормональными расстройствами, воспалительными процессами или повреждениями стенки пузыря.

2. Стрессовое недержание мочи.

Этот вид недержания связан с непроизвольными потерями мочи при резком повышении давления в брюшной полости. Стрессовое недержание мочи может быть вызвано смехом, поднятием тяжестей, кашлем, чиханием и т. д. Кроме того, в данном случае снижается сократительная способность сфинктеров, удерживающих мочу, из-за гормональных расстройств, анатомических нарушений мышц и органов малого таза или нарушения нервной проводимости в этой области.

Стрессовое недержание мочи  у женщин часто развивается после осложненных родов, а у мужчин иногда возникает после операций по удалению простаты. Важную роль играет и возрастной фактор.

3. Неосознанное недержание мочи.

Неосознанное, или рефлекторное, недержание мочи обусловлено нарушением проведения нервного импульса от мозговых структур к мочевому пузырю. Вследствие этого пациент не ощущает необходимости помочиться даже при полном пузыре. Рано или поздно мочевой пузырь опорожняется рефлекторно.

4. Непрерывное подтекание мочи.

Неконтролируемое постоянное вытекание мочи обусловлено как нарушением нервной проводимости, так и несостоятельностью запирающих сфинктеров. Кроме того, утрата мышцами пузыря способности сокращаться приводит к тому, что в нем скапливается больше жидкости, чем он может удержать, и моча начинает постепенно просачиваться.

5. Ночное недержание мочи.

Под термином «энурез» часто понимают любые виды недержания мочи. Но в медицинском мире этим словом определяется только недержание мочи во время сна. Энурез как заболевание диагностируется только при наличии эпизодов ночного недержания мочи в возрасте более 5 лет. Он может быть первичным, то есть развиваться с рождения, или вторичным, то есть возникшим на более поздних сроках уже после формирования рефлекса удержания мочи.

Причиной энуреза могут стать:

• незрелость мочевыводящей системы;
  • патологии головного и спинного мозга;
  • генетическая предрасположенность;
  • психические травмы;
  • инфекционные и воспалительные заболевания;
  • эндокринные патологии и т. д.

6. Подтекание мочи после завершения мочеиспускания.

Это нарушение вызвано несостоятельностью мышц, которые отвечают за выпуск мочи. В такой ситуации после естественного опорожнения мочевого пузыря в нем еще остается некоторое количество жидкости. Сила сокращений мышечных стенок пузыря недостаточна, именно это и приводит к таким задержкам. Затем остаточная моча начинает постепенно выделяться наружу под действием силы гравитации, а ослабленный мышечный аппарат не способен противостоять этому.

К появлению подтекания мочи после окончания естественного мочеиспускания могут приводить:

• опухоли или сужения уретры;
  • инфекции мочевыводящих путей;
  • слабость мышц малого таза;
  • простатит и аденома простаты;
  • повышенная масса тела;
  • грыжи позвоночника и повреждения спинного мозга;
  • нарушение кровоснабжения головного мозга;
  • операции на органах малого таза.