Главная : : Заболевания : : Андрология : : Простат-специфический антиген

Простат-специфический антиген

Что такое простат-специфический антиген?

Простат-специфический антиген (или сокращённо – ПСА) представляет собой белковое вещество, вырабатываемое клетками предстательной железы. ПСА является наиболее ценным опухолевым маркёром, исследование которого в сыворотке крови необходимо для диагностики и наблюдения за течением доброкачественной гиперплазии и рака предстательной железы.
Поскольку в настоящее время рак простаты занимает второе место среди причин смерти мужчин от злокачественных новообразований и встречается после 60 лет у каждого шестого мужчины, исключительно важно выявить заболевание на ранней стадии, когда эффективность лечения выше. Установлено, что при раке простаты уровень ПСА в сыворотке крови может значительно повышаться. В то же время, повышение уровня простат-специфического антигена в крови не всегда свидетельствует о наличии злокачественного процесса.

Причинами повышения ПСА помимо рака простаты также могут быть:

• Наличие воспаления или инфекции в простате.
  • Доброкачественная гиперплазия простаты (также называемая аденомой простаты).
  • Ишемия или инфаркт простаты.
  • Эякуляция накануне исследования.

Как определяется уровень ПСА?

Определение уровня простат-специфического антигена проводится путем взятия анализа крови из вены. В зависимости от методики определения ПСА в каждой конкретной лаборатории и ряда других факторов результат становится известен в различные сроки – от 8 часов до нескольких дней.

Чтобы исключить возможность ложноположительных результатов, взятие крови на исследование следует проводить не ранее 5 суток после таких манипуляций, как пальцевое ректальное исследование, массаж простаты, трансректальное ультразвуковое исследование (когда датчик вводится в прямую кишку) и после любых других механических воздействий на предстательную железу (клизма, тепловые процедуры и т.п.). Рекомендуется также избегать эякуляции за 2–3 дня до исследования, езды на велосипеде или на лошади, а также употребления алкоголя.

Какой уровень ПСА является нормальным?

В общепринятом смысле под понятием «норма» подразумевают значения общего ПСА менее 4 нг/мл. В последние годы врачи-урологи подходят к понятию «нормы» дифференцированно – с учетом возраста пациента. Так, если у мужчины 70 лет значение ПСА 4,5нг/мл можно считать нормальным, то в 50 лет при ПСА выше 2,7 нг/мл пациент нуждается в дообследовании.

Кто и когда должен сдавать анализ крови на ПСА?

Каждый мужчина, даже не имеющий никаких расстройств мочеиспускания, должен ежегодно сдавать анализ крови на ПСА по достижении 50-летнего возраста. Если же у брата, отца, деда или другого родственника пациента по мужской линии был рак простаты, ПСА необходимо определять каждый год после 40 лет.

Что делать, если уровень ПСА повышен?

При повышении уровня ПСА необходимо выполнить биопсию предстательной железы. Симптомы различных заболеваний предстательной железы, которые могут сопровождаться повышением ПСА, очень похожи. Ими могут быть учащённое затруднённое мочеиспускание, вялая струя мочи, необходимость мочиться несколько раз за ночь, ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря, сильные позывы к мочеиспусканию и т.д.

Пальцевое ректальное исследование, дополненное ультразвуковым исследованием, не может обеспечить своевременную диагностику рака простаты, особенно в случае начальных стадий заболевания без экстракапсулярного поражения. Даже компьютерная или магнитно-резонансная томографияпредстательной железы при небольшом увеличении ПСА не позволяют провести дифференциальный диагноз между доброкачественной и злокачественной опухолью простаты. Именно поэтому роль биопсии простаты в ранней диагностике рака предстательной железы исключительно важна.

В каких еще случаях используется определение ПСА?

Определение ПСА используется для выработки и контроля правильной лечебной тактики у больных распространенными формами рака предстательной железы (когда диагноз установлен по результатам биопсии простаты, а выполнение радикальной операции невозможно или нецелесообразно).

Кроме того, измерение ПСА у больных, перенесших радикальную простатэктомию (через 3, 6 и 12 месяцев после операции, далее каждые полгода в течение ещё 2-х лет, а затем ежегодно всю жизнь), является единственным тестом, указывающим на ранний рецидив заболевания, что позволяет своевременно назначить, а в последующем контролировать адекватное медикаментозное лечение.

Ежегодное определение ПСА рекомендуется пациентам, перенесшим различные операции на предстательной железе по поводу аденомы простаты (трансуретральная резекция или чреспузырная аденомэктомия), а также мужчинам, у которых при первой биопсии предстательной железы не было выявлено раковых клеток. В последнем случае уролог может рекомендовать и более частое определение уровня ПСА (через 3 или 6 месяцев).