Главная : : Заболевания : : Урогинекология : : Цистит : : Интерстициальный цистит : : Диагностика интерстициального цистита

Диагностика интерстициального цистита

Cиндром болезненного мочевого пузыря, или интерстициальный цистит, (СБМП/ИЦ) характеризуется учащенным императивным мочеиспусканием и болями, лишающими больных возможности работать, находиться в обществе. Оказывает разрушающее воздействие на семейную жизнь.

Клиническая симптоматика при СБМП/ИЦ крайне разнообразна, но в основном обусловлена расстройствами сенсорной и моторной функции мочевого пузыря. Основной жалобой являются частые императивные позывы к мочеиспусканию, которые отмечают 91,2 % пациентов с продолжительностью заболевания менее 5 лет и 99,2 % больных, страдающих более 15 лет.

Минимальным диагностическим критерием СБМП/ИЦ считается наличие 8 мочеиспусканий в течение дня, никтурия является вариабельным симптомом, однако 90 % больных осуществляют не менее 2 мочеиспусканий за ночь. Среднее число мочеиспусканий в сутки у больных от 19,4 до 88,9. Поллакиурия до 50–80 раз в сутки имеет место у 71,2 % больных, а в 28,8 % случаев количество императивных позывов к мочеиспусканию достигает 100–200 раз в сутки.

Вторым по частоте симптомом у больных СБМП/ИЦ являются боли различной локализации: в проекции мочевого пузыря, зоне наружного отверстия уретры, влагалище, промежности, крестце. Иногда боль иррадиирует по внутренней поверхности бедер. Следует отметить, что интенсивность болей возрастает по мере наполнения мочевого пузыря, а после мочеиспускания уменьшается. Примерно у двух третей больных боли сопровождаются растройстрами мочеиспускания (дизурией).

Патогномоничным признаком является обнаружение при цистоскопии участков Гуннеровского поражения мочевого пузыря или характерных множественных подслизистых геморрагий стенки мочевого пузыря после гидравлического растяжения. Культуральное исследование мочи обычно отрицательно или же при посеве мочи выделяется сапрофитная флора. При патоморфологическом исследовании слоев стенки мочевого пузыря для СБМП/ИЦ характерно обнаружение дегранулированных тучных клеток, нейтрофилов и макрофагов, фиброза. По данным исследований J.J. Wyndaele, J. Van Dyck, N. Toussaint, выполненных с учетом рекомендаций Европейской ассоциации по изучению интерстициального цистита и синдрома хронической тазовой боли, лишь у 6 % пациенток СБМП/ИЦ биопсия мочевого пузыря не выявляет патологии.