Главная : : Заболевания : : Урогинекология : : Недержание мочи : : Императивное недержание мочи

Императивное недержание мочи

Императивное (ургентное) недержание мочи — это периодические неконтролируемые подтекания мочи на фоне внезапного позыва к мочеиспусканию. Этот позыв является столь категоричным (императивным), что человек просто не успевает дойти до туалета. Практически сразу после позыва начинается выделение мочи.

Согласно статистике, этот тип нарушений мочеиспускания встречается примерно у 22-25 % пациентов, страдающих недержанием мочи, причем заболеваемость резко увеличивается с возрастом. В основном данному недугу подвержены женщины.

Почему возникает императивное выделение мочи?

Главная причина патологии — нарушение связи между рецепторами давления в мочевом пузыре и мозговыми структурами, ответственными за сознательное мочеиспускание. Это нарушение может быть следствием возрастных дистрофических изменений нервной системы, гормональной дисфункции, результатом травм, опухолей, воспалительных или инфекционных заболеваний. Ургентное недержание мочи у женщин может быть обусловлено также осложненными родами, в процессе которых возникли повреждения органов малого таза. Наступление климактерического периода с резкими гормональными изменениями в женском организме еще более усугубляет ситуацию у таких пациенток.

Механизм императивного недержания заключен в том, что при скапливании мочи в пузыре сигнал о необходимости его опорожнения поступает слишком рано, когда до предельной степени наполнения еще довольно далеко. При этом сигнал патологически усилен. Это и приводит к тому, что мышцы стенки мочевого пузыря непроизвольно сокращаются, сфинктер открывается и моча вытекает через уретру.

Как проявляется ургентное недержание мочи?

Выделение мочи происходит внезапно, после резкого и сильного позыва к мочеиспусканию, причем ее количество обычно довольно велико. Кроме того, симптомами этого нарушения являются частые (более 8 раз в сутки) мочеиспускания, среди которых не менее двух позывов носят императивный характер. Также при этом заболевании позывы к мочеиспусканию начинают беспокоить пациента в ночное время.

Разумеется, такое нарушение создает больному серьезные проблемы психологического и социального плана. Постоянные опасения непроизвольных потерь мочи заставляют его сокращать круг общения, менять или вовсе бросать работу, отказываться от половой жизни и т. д. В некоторых случаях человек вообще теряет возможность покидать свой дом, поскольку не решается отходить от туалета.

Ургентное недержание мочи: лечение

Цель терапии при этом заболевании — восстановление сознательного контроля над накопительной способностью мочевого пузыря. На ранних стадиях заболевания пациенту показан курс специальных упражнений для тренировки мышц тазового дна (упражнения Кегеля). Кроме того, важную роль играет поведенческая терапия, или так называемое мочеиспускание по часам, с четкими интервалами в 2-3 часа. Это позволит снизить нагрузку на мочевой пузырь, а также будет способствовать выработке условного рефлекса, который даст пациенту возможность планировать свою активность и перемещения.

Медикаментозная терапия ургентного недержания мочи основана на применении средств, снижающих тонус мышц стенки мочевого пузыря. Препараты-спазмолитики позволяют увеличить объем пузыря и снизить амплитуду непроизвольных сокращений его стенок. В качестве заместительной терапии женщинам с возрастными гормональными изменениями показано применение эстрогенсодержащих препаратов.

При неэффективности названных способов возможно введение в мочевой пузырь ботулотоксина, который вызывает временный паралич мышц. Однако такая методика не дает постоянного результата, а потому не может считаться достаточно эффективной.