Главная : : Заболевания : : Урогинекология : : Парауретральные кисты : : Методы лечения парауретральных кистозных образований и осложнения

Методы лечения парауретральных кистозных образований и осложнения

Проблема лечения парауретральных кистозных образований является в подавляющем числе случаев хирургической. Лечение рецидивирующих инфекций мочевых путей с применением адекватной антибактериальной терапии может применяться как в плане предоперационной подготовки больных, так и у больных, которые не могут или не желают по тем или иным соображениям хирургического лечения.

Некоторые авторы рекомендуют кисты небольших размеров, которые не препятствуют половому акту и не вызывают каких-либо жалоб со стороны женщины, не подвергать лечению. Напро­тив, другие авторы считают, что при отсутствии лечения у женщин с бессимптомным течением заболевания всегда существует риск малигнизации. Вне зависимости от кли­нического проявления и течения парауретральные кисты подлежат обязательному лечению. При этом используются как консерва­тивные, так и хирургические методы лечения.

Медикаментозное лечение состоит в антибактериальной терапии мочевой инфекции и в инстилляции того или ино­го раствора в просвет соустьев парауретральных кистозных образований с уретрой с целью вызвать облитера­цию желез. При этом пользовались растворами 5-10% колларгола, 5-10% йода. Однако этим достигается только облитерация ходов, кроме того, этот метод очень кропотливый и требует ряда сеансов лечения (6).

Предоперационное планирование для хирургической коррекции парауретральных кистозных образований в основном сводится к детальной характеристике самого образования. Знание размера, положения и анатомии являются важными факторами при выборе и успешной реализации хирургического пособия.

В 1993 году Leachetal. разработали систему классификации, для оказания помощи хирургам в предоперационном планировании. Классификация была разработана исходя из их опыта в наблюдении лечения 61 пациентки. Второй целью было создание стандартного средства описания парауретральных кистозных образований для сравнительного исследования. Известная как L/N/S/C3, система классификации выглядит следующим образом:

• L отражает положение образования (в дистальной, средней или проксимальной части уретры).
  • N отражает число образований (одно или несколько).
  • S отражает размер в сантиметрах.
  • C3 отражает конфигурацию (С1 единое, множественное или седловидное), связь с уретрой (С2 место сообщения с уретрой в дистальной, средней, или проксимальной трети), а также удержание мочи (C3 наличие или отсутствие истинного недержания мочи).

Среди хирургических методов лечения предложено большое число различных операций от малоинвазивных до радикальных.

А.М.Мажбиц (20), А.Г.Глухарев и соавторы (3) сообщили о лечении больных методом электрокоагуляции. Техника и методика ее состоит в следующем. Под местной анестезией под крестец больной укладывается пластинчатый электрод, а в устье протока как можно глубже вводится электрокоагуляционная игла. Ток включается на несколько секунд. Образовавшийся струп и прижженный участок тка­ни смазываются обильно индифферентной мазью. Из 58 случаев элек­трокоагуляции у Мажбицав 7 не были прокоагулированы все хо­ды в первый сеанс, и поэтому приходилось повторять процедуру неоднократно. Lewis и соавторы, применив электрокоагуляцию у 70 больных, добились излечения в 88% случаев.

Мирахмедов А.А. предложил консервативную операцию, применяющуюся при лечении парауретральных кист. Метод поддержали другие хирурги (17). Суть операции заключается в прижигании внутренней поверхности кисты 50% раствором азотнокислого серебра из небольшого влагалищного разреза. Под прижигающим действием указанного раствора капсула кисты превращается в плот­ный некротический струп, который в дальнейшем отторгается от ок­ружающей ткани на 3-6 сутки. Заживле­ние происходит путем смыкания краев разреза и частично за счет роста грануляционной ткани.

Parmenter предлагал трансвагинальное рассечение и дренирование кис­ты. Он отмечал заживление послеоперационной раны без формирования свища.

Более простой метод предложил Ellik. После дренирования и промывания кистозной полости перекисью водорода и кюретажа выстилающей мембраны, он плотно тампонировал ее резорбируемой марлей "Oxycel ", затем ушивал разрез кисты и стенку влагалища прерывистыми швами из хромированного кетгута. Катетер удалялся через неделю. Впоследствии развивался фиброз ткани, а полость и дефект уретры облитерировались.

Hirschhorn использовал инъекции силиконовых и резиновых смесей для расширения кистозной полости. Этот материал затвердевает и помогает в иссечении кисты.

Edwards и Parks описали операцию, при которой дно уретры надрезали от ее наружного отверстия до кисты, затем удаляли пораженную ткань и ушивали послойно. Этот метод рекомендовали только при дистально расположенных парауретральных кистозных образованиях, так как есть риск повреждения сфинктера мочевого пузыря.

С целью уменьшения степени повреждения мочевых путей ТаnсеrL. описал метод частичного удаления кисты. Производится вертикальный разрез по передней стенке влагалища над кистой. Слизистая влагалища широко мобилизуется, затем вскры­вается стенка кисты. Часть ее иссекается, а оставшаяся часть сшивается над уретрой двухрядным швом. Для предупреждения кровотечения в субуретральное пространство использовалась бульбокавернозная плас­тика. Затем ушивается влагалище. Мочевой пузырь дренирова­ли постоянным катетером 2-3 суток. Многие авторы модифицировали технику данной операции, предлагая различные разрезы.

Hajo и Evans модифицировали метод частичного удале­ния кисты, рекомендовав выполнять Т-образный разрез от шейки мо­чевого пузыря к наружному отверстию уретры для максимального об­нажения уретры и кисты. Авторы считают, что начало разреза от здоровой нормальной ткани помогает предотвратить разрыв кисты. Метод поддержал Downs.

В 1970 г. Spence и Duckett, а затем в 1976 г. Lichtman и Robertson описали метод трансвагинальной марсупиализации. Суть метода заключается в задней меатотомии с целью расширения устьев выводных протоков кистозноизмененных желез. Затем края слизистой влагалища и уретры ушиваются окружными аб­сорбирующими швами. Эта операция показана только при локализации кисты в дистальной трети уретры, при отсутствии симптомов мочевой ин­фекции, в случаях одиночных кист. Метод может быть опасен при локализации кистозного образования под шейкой мочевого пузыря, в проксимальном отделе уретры или при наличии гнойной инфекции. В этих случаях могут быть обширные повреждения задней стенки урет­ры. Иногда может развиться недержание мочи.

Многие авторы являются противниками марсупиализации, из-за невозможности исключить малигнизацию неудаленной ткани.

Большинство, включая родоначальников российской урогинекологии, таких как Д.В.Кан, В.Н.Степанов и соавторы и другие считают, что при наличии патологически измененных парауретраль­ных желез единственно правильным методом лечения является их полное удаление. Консервативная терапия в виде смазывания, при­жигания, инстилляций нецелесообразна и несостоятельна, так как, затягивая процесс, она не может дать окончательного терапевтического эффекта. В результате образуются плотные рубцы, приводящие к парауретральному фиброзу и стриктурам мочеиспускательного канала, что нарушает процесс уродинамики.

Метод полного удаления кисты использовали с хорошими резуль­татами многие авторы. Принцип операции заключается в иссечении кисты вплоть до ее, так называемой, хирур­гической ножки или основания. Эта операция может быть использо­вана при локализации кистозного процесса во всех отделах уретры. Lapides для облегчения выделения парауретральной кисты и ее иссечения предлагал использование 2-х баллонного катетера для поддержания давления в кисте и уретре.

Немало публикаций можно встретить об использовании трансуретрального доступа при лечении различных заболеваний мочеиспускательного канала: опухоли, кисты, дивертикулы.

Трансуретральную резекцию под контролем эндоскопа при уда­лении парауретрального образования применяли Lapides и Miskowiak. При этом они использовали резектоскоп с 30° или 45° оптикой. С его помощью производили вскрытие кисты через уретру электроножом. Затем внутренняя выстилка кистозной полости орошалась склерозирующими растворами. Авторы наблюдали больных в течение 1,5-5 лет, при этом осложнений и рецидивов заболевания они не отмечали.

Следует подчеркнуть, что все вышеперечисленные методы и способы консервативного и оперативного лечения парауретральных кист у женщин не лишены недостатков и довольно часто приводят к осложнениям, которые включают:

• рецидивирование заболевания;
  • образование уретро-влагалищных и пузырно-влагалищных свищей;
  • стриктуры уретры;
  • уретральный болевой синдром;
  • недержание мочи;
  • рецидивирующая мочевая инфекция;
  • кровотечение и образование гематом.

По данным Lee различные послеоперационные осложнения встречались в 17% случаев.

Довольно часто встречаются такие осложнения как деструкция мочеиспускательного канала и уретро-влагалищные свищи. Так, по данным О.Б.Лорана в 19,5% случаев деструкция уретры явилась следствием оперативного удаления парауретральной кисты. Из 84 наблюдений уретро-влагалищных свищей 18 сформировались в резуль­тате хирургического лечения пораженных парауретральных желез. Д.В.Кан и Р.Б.Тюрин отмечали, что из 45 больных с уретро-пузырно-влагалищными свищами у 11 они образовались после удаления парауретральных кист.

Таnсеr и соавторы в течение 10 лет наблюдали 92 боль­ных с мочеполовыми свищами. Формирование у 2 больных уретро-влагалищного свища и у 3 больных пузырно-влагалищного свища последовали после оперативного лечения парауретральной кисты.

GanabathiK сообщил, что из 63 пациенток, прооперированных по поводу парауретральных кистозных образований, недержания мочи появилось у 10% больных. В работе StavK недержание мочи после оперативного лечения было в 16%.

Очень часто в послеоперационном периоде у больных развиваются симптомы мочевой инфекции, 6 больных из 57, перенесших трансвагинальную марсупиализацию, жаловались на жжение при мо­чеиспускании, учащенное мочеиспускание.

Не очень часто, но встречаются в послеоперационном периоде и стриктуры уретры. Ginsburg и соавторы сообщал об 1 слу­чае из 70 больных, Parks и Edward - по 1 случаю.

Таким образом, из литературного обзора, следует, что остает­ся нерешенным ряд вопросов, касающихся патогенеза парауретральных кист, симптоматологии, их дифференциальной диагностики с другими новообразованиями мочеиспускательного канала и влагалища. Не определены последовательность и информативность используемых для диагностики парауретральных кист различных методов исследования и, что особенно важно, показания и объем оперативных пособий по поводу этого заболевания.

Большое значение имеют анализ и профилактика, возникающих после операций осложнений по поводу парауретральных кист, которые практически не получили освещения в литературе. Так же следует отметить, что работы, посвященные парауретральным кистозным образованиям на русском языке, в основном датированы пятидесятыми-восьмидесятыми годами прошлого столетия, в то время как в англоязычной литературе в настоящее время появляется все больше работ, посвященных диагностике и лечению данных заболеваний.