Главная : : Статьи : : Хирургическое лечение пролапса тазовых органов

Хирургическое лечение пролапса тазовых органов

Причины возникновения пролапса тазовых органов

Пролапсом тазовых органов называют опущение и выпадение матки и/или влагалища. Изолированное опущение передней стенки влагалища принято называть цистоцеле, опущение задней стенки – ректоцеле.
Подобное состояние возникает, когда структуры, поддерживающие эти органы (мышцы, фасции и связки), ослабевают и не могут больше выполнять свои функции. Его причинами могут быть:
1. врожденная слабость мышц тазового дна из-за нарушений в центральной нервной системе;
2. пожилой возраст – возрастные нарушения в структуре и питании мышц (относится к частым причинам опущения матки);
3. множественные разрывы промежности или использование в родах акушерских щипцов, что ведет к опущению матки после родов, особенно после повторных;
4. физическая нагрузка, превышающая возможности человека: тяжелый физический труд в профессиональной деятельности, поднятие тяжестей в подростковом возрасте, после родов и в климактерическом периоде;
5. резкая потеря массы тела (достаточно часто является причиной опущения стенок матки);
6. длительные регулярные запоры;
7. ожирение, так как увеличивается давление на органы малого таза;
8. операция, например, выпадение влагалища после удаления матки;
9. иногда – опухоль органов малого таза.

Можно ли излечить опущение органов малого таза без хирургического вмешательства?

Всё зависит от конкретной ситуации и от тяжести заболевания. Существуют определенные упражнения или устройства, предназначенные, для консервативного лечения опущения матки. Но они все равно не смогут поставить на место сдвинувшийся внутренний орган. Их функций заключается только в препятствии прогрессирования состояния и устранении неприятных симптомов.
Только операция способна восстановить правильное положение органов, а также со сто процентной вероятностью предотвратить возвращение заболевания.

Виды операций при пролапсе органов малого таза

Операции пролапса гениталий, в том числе хирургическое лечение ректоцеле и операции цистоцеле, делятся на два вида – восстановительные и протезирующие.
1. Восстановительные операции призваны восстановить целостность тканей и нормальное положение органов без применения каких-либо дополнительных устройств. При этом виде операций необходимо определить точное расположение разрывов связок и фасций и «зашить» имеющиеся дефекты. В перечень самых распространенных операций входят: передняя и задняя кольпоррафия (или так называемая «пластика влагалища»), сакроспинальная фиксация, паравагинальная реконструкция и др.

Восстановительные операции довольно физиологичны и относительно безопасны. Но дефекты фасций и связок можно «ушить» без применения дополнительных материалов далеко не всегда. Кроме того, собственные ткани пациента не всегда можно использовать, например, из-за их низкой прочности в пожилом возрасте.

2. Протезирующей считается операция, при которой в ткани «вшиваются» устройства, замещающие функции разрушенных связок. Чаще всего для этого используются синтетические сетчатые эндопротезы (так называемые «сетки»). После установки такие сетки постепенно прорастают собственными тканями и полноценно выполняют функции искусственных связок и фасций.

Использование хирургической сетки

Не стоит думать, что сетчатые эндопротезы - это панацея. Но если данную операцию вам рекомендует врач, то можно сказать, что она даст очень хороший результат: принесет видимое улучшение даже при выраженном пролапсе и недержании мочи при кашле и натуживании живота.
Операция выполняется под общей или спинальной анестезией. Сетчатый эндопротез легкий и гибкий. Вживленная сетка никак не ощущается и внешне не видна. Она выполняет роль арматуры, которая не дает растягиваться тканям, поэтому повторное появление пролапса исключено.
Для выполнения данной операции больной госпитализируется всего на 2-3 дня. Восстановление после нее происходит в разы быстрее и легче, чем при традиционном подходе. Эффект операции по установке сетчатого протеза достигает 80-90%.
Пациенты возвращаются к работе уже через 1-2 недели после операции, однако некоторое время следует воздерживаться от поднятия тяжестей.
На сегодняшний день лечение пролапса органов малого таза с помощью сетчетых протезов является наиболее эффективным.