Главная : : Заболевания : : Урогинекология : : Цистит : : Лейкоплакия мочевого пузыря

Консультация врача андролога

Лейкоплакия мочевого пузыря – это клинический диагноз, который подтверждается только путём патоморфологического исследования. Морфологическим отражением лейкоплакии является плоскоклеточная метаплазия с ороговением.

Представляем 6 клинических случаев лейкоплакии мочевого пузыря. Все пациентки были женщинами. Средний возраст больных составил 40,5 (25–63) года. У всех пациенток были симптомы нижних мочевых путей, при этом у 5 больных – симптоматика боли, которая локализоваласть над лоном или по ходу мочеиспускательного канала, усиливающаяся после акта мочеиспускания. Больных беспокоило учащенное мочеиспускание, более 12 раз в сутки, 2 пациентки предъявляли жалобы на ноктурию. Качество жизни на фоне описанной симптоматики больные оценивали как плохое. У 1 больной С., 37 лет, заболевание не проявило себя клинически и оказалось случайной цистоскопической и патоморфологической находкой. Длительность заболевания в среднем составила 2,5 (2–3) года. Возраст манифестации заболевания – 38 (23–61) лет.

У 2 больных в анамнезе – гистерэктомия без придатков по поводу миомы матки. До обращения в клинику все больные обследованы амбулаторно и неоднократно проходили курсы антибактериальной и противовоспалительной терапии без эффекта.

При осмотре в гинекологическом кресле и бимануальном обследовании пациенток патологии не выявлено. В общем анализе мочи у 2 больных лейкоцитурия до 100–150 лейкоцитов в поле зрения, у остальных – до 3 лейкоцитов в поле зрения. При этом бактериологические исследования мочи у пациенток с лейкоцитурией характеризовалось наличием Serratia marcescens 105 КОЕ/мл, Escherichia coli 107 КОЕ/мл и Staphylococcus saprophyticus 105 КОЕ/мл.

Всем больным выполнена цистоскопия, 1 пациентке - под наркозом, ввиду непереносимости процедуры и резко выраженной симптоматики. При этом цистоскопическая картина характеризовалась изменениями по типу «тающего снега» очагового характера с окаймлением очагов ободком гиперемии. На рисунке представлена эндоскопическая картина лейкоплакии мочевого пузыря одной из обследуемых пациенток.

Цистоскопическая картина лейкоплакии мочевого пузыря

Цистоскопическое обследование пациентки К.
Цистоскопическая картина лейкоплакии мочевого пузыря

У 4 больных описанные изменения слизистой были в области треугольника, у 1 – один очаг в области правой боковой стенке, размером 0.5 см. в диаметре (больная с отсутстием симптоматики дизурии), и у одной пациентки процесс носил тотальный характер. У 5 больных остальные зоны слизистой мочевого пузыря были не изменены.

Всем больным выполнена биопсия мочевого пузыря. Патоморфологическое заключение: лейкоплакия мочевого пузыря. Патоморфологическое исследование биоптатов характеризовалось наличием плоскоклеточной метаплазии с ороговением. На рисунках представлена морфологическая картина биоптатов мочевого пузыря обследуемых больных.

Морфологическая картина лейкоплакии мочевого пузыря

Патоморфологическое исследование пациентки С.
Морфологическая картина лейкоплакии мочевого пузыря. Окраска гематоксилин-эозином, х5

Морфологическая картина лейкоплакии мочевого пузыря

Патоморфологическое исследование пациентки Н.

Морфологическая картина лейкоплакии мочевого пузыря

Патоморфологическое исследование пациентки Д.

Морфологическая картина лейкоплакии мочевого пузыря

Патоморфологическое исследование пациентки Х.

Морфологическая картина лейкоплакии мочевого пузыря

Патоморфологическое исследование пациентки В.

Морфологическая картина лейкоплакии мочевого пузыря

Патоморфологическое исследование пациентки О.

Лейкоплакия – патоморфологический диагноз. Клиническое применение термина можно проследить до конца 19 в. Лейкоплакия может поражать различные слизистые оболочки организма человека, помимо локализации в мочевых путях, она обнаруживается на слизистой прямой кишки, влагалища, матки, вульвы, околоносовых пазух, желчного пузыря, пищевода, барабанных перепонок и глотки.

Существует несколько теорий развития лейкоплакии. К их числу относятся эмбриологические закладки эктодермальных клеток, спонтанная трансформация уротелия и эпителиального ответа на действие раздражителей. В настоящее время клинические термин «лейкоплакия» считается синонимом патоморфологического диагноза ороговевающая плоскоклеточная метаплазия. Следует отметить, что метапластические изменения уротелия в области треугольника (наличие плоского эпителия без ороговения) являются вариантом нормального строения уротелия треугольника Льето у женщин, как реакции на выработку эстрогена.

Симптомы, связанные с лейкоплакией, в первую очередь учащенное мочеиспускание, боль над лоном, гематурия, дизурия, императивные позывы. Одной из жалоб может быть наличие хлопьевидных образований в моче. Цистоскопическим признаком лейкоплакии является обнаружение белесоватого налета в местах поражения уротелия, которые могут быть расположены в любом месте мочевого пузыря.

Толщина пораженных лейкоплакией участков уротелия может варьировать. Поскольку цистоскопические проявления лейкоплакии потенциально аналогичны другим заболеваниям мочевого пузыря, таким, как рак, малакоплакия, инкрустирующий цистит, биопсия мочевого пузыря обязательна. Лейкоплакия мочевого пузыря ассоциирована с неоплазией примерно в 25% случаев. Кроме того, описаны случаи малигнизации заболевания. У мужчин лейкоплакия мочевого пузыря может быть ассоциирована с раком мочевого пузыря, в случае монопроцесса риск озлокачествления лейкоплакии является высоким. У женщин описаны редчайшие случаи малигнизации лейкоплакии.