Главная : : Заболевания : : Общая и онкологическая урология : : Особенности ранней диагностики рака предстательной железы

Особенности ранней диагностики рака предстательной железы

Рак предстательной железы – самая распространенная злокачественная опухоль мочеполовой системы у мужчин. Как показывает статистика, это заболевание находится на втором месте среди онкологических патологий, являющихся причиной смерти мужчин старше 50 лет.

Как и практически любая злокачественная опухоль, рак простаты очень сложно заподозрить на ранних стадиях. Пациента не беспокоят никакие симптомы. Большинство мужчин является на прием к врачу уже тогда, когда опухоль находится в запущенном состоянии, лечение отнимает больше сил и времени, а прогнозы все хуже.

Единственный способ вовремя выявить злокачественную опухоль предстательной железы – регулярное прохождение скринингового обследования. Диагностика рака простаты включает определение специфического онкомаркера в крови - ПСА, при повышение которого выполняется биопсия простаты. Клиника урологии МГМСУ проводит всестороннее обследование мужчин, у которых имеется подозрение на заболевание, а также ежегодный скрининг всех мужчин, начиная с 50 лет.

Своевременная качественная диагностика рака предстательной железы – это раннее эффективное лечение и более благоприятный прогноз.

Исследование простатического специфического антигена

ПСА (простат-специфический антиген) – это вещество, которое в норме вырабатывается в небольшом количестве клетками предстательной железы здорового мужчины. Если уровень ПСА в крови сильно увеличивается, то это может свидетельствовать о злокачественной опухоли простаты.

В норме с возрастом происходит повышение содержания простатического специфического антигена в крови:

Возраст

Норма содержания ПСА

40–49 лет

2,5 нг/мл

50–59 лет

3,5 нг/мл

60–69 лет

4,5 нг/мл

70–79 лет

6,5 нг/мл

Однако уровень ПСА при раке простаты не является однозначным показателем, по которому можно точно поставить диагноз. Например, содержание этого онкомаркера в крови может увеличиваться при доброкачественной гиперплазии (аденоме), простатите (воспалительном поражении простаты). Анализ крови на маркер рака простаты указывает лишь на вероятность наличия злокачественного новообразования:

Содержание ПСА

Вероятность заболевания

до 4 нг/мл

4 до 10 нг/мл

более 10 нг/мл

Поэтому для подтверждения заболевания нужно провести другие исследования.

Точность определения ПСА при раке предстательной железы зависит еще и от оснащения лаборатории, в которой проводится исследование. Современное оборудование, которое используется в Клинике урологии МГМСУ, позволяет получить достоверный результат.

Биопсия предстательной железы

Биопсия является единственным методом, позволяющим диагностировать рак простаты достоверно.

Во время биопсии осуществляется забор небольшого фрагмента ткани предстательной железы. Его отправляют в лабораторию, где ткань изучают под микроскопом, выявляют злокачественные клетки, определяют их количество.

При диагностике рака предстательной железы биопсия обладает высокой точностью. Но при небольших размерах опухоли может быть получен ложноотрицательный результат. Поэтому врач всегда ориентируется и на данные, полученные после проведения других исследований.

Чаще всего биопсия простаты проводится под контролем УЗИ. Врач осуществляет местную анестезию и вводит в прямую кишку пациента ультразвуковой датчик. Через специальный канал в датчике вводят иглу для биопсии. Во время быстрого короткого укола игла погружается в предстательную железу и внутри нее остается фрагмент ткани («столбик»). Его отправляют в лабораторию.

Чем больше «столбиков» будет получено, тем точнее будет результат. Обычно врач берет фрагменты ткани железы из 12 разных мест. Процедура практически безболезненна.

До и после биопсии пациенту назначают антибиотики для предотвращения инфицирования мест проколов. В течение последующих нескольких дней у пациента могут наблюдаться небольшие примеси крови в кале, моче, сперме.

УЗИ простаты

УЗИ предстательной железы помогает определить ее размеры и конфигурацию.

Процедура выполняется двумя способами:

УЗИ предстательной железы трансабдоминально. Напоминает любое стандартное ультразвуковое исследование органов живота или таза. Врач укладывает пациента на кушетку, смазывает его кожу специальным гелем и помещает на нее датчик. При трансабдоминальном исследовании из-за расположения органа рак простаты на УЗИ визуализируется не очень хорошо. Невозможно полноценно оценить размеры, распространенность опухоли. Исследование носит скорее ориентировочный характер.

УЗИ предстательной железы трансректально (ТРУЗИ предстательной железы). Для этого исследования используют специальный датчик, который вводят через прямую кишку. Он имеет небольшой диаметр (1,5–2 см), поэтому манипуляция не доставляет мужчине сильного дискомфорта. Трансректальное УЗИ простаты является более информативным по сравнению с трансабдоминальным исследованием, так как простата находится очень близко к передней стенке прямой кишки.

Чаще всего врач сначала выполняет трансабдоминальное исследование, а затем ТРУЗИ простаты. Одновременно с обычным УЗИ можно применить доплерографию и дуплексное сканирование – эти ультразвуковые методики позволяют оценить состояние кровотока в самом органе и в опухоли.

Фокус ацинарной аденокарциномы простаты Глисон 3+3. Окраска ГЭ

Фокус ацинарной аденокарциномы простаты Глисон 3+3 Окраска ИГХ AMACR

Фокус ацинарной аденокарциномы простаты Глисон 3+3. Окраска ИГХ Cytokeratin HMW

Нервные волокна в парапростатической ткани и капсуле простаты ИГХ окраска S100