Главная : : Заболевания : : Урогинекология : : Цистит : : Эндометриоз мочевого пузыря

Консультация врача андролога

Эндометриоз мочевыводящих путей – редкое заболевание, по данным мировой литературы его распространенность 1–2 % случаев, 90% из этих случаев связаны с мочевым пузырем. В более чем 70% наблюдений симптомами эндометриоза мочевого пузыря идентичны тем, которые характерны для СБМП/ИЦ.

В настоящее время вопрос терапии эндометриоза мочевого пузыря остается спорным: точный диагноз, возраст пациентки, репродуктивная функция, тяжесть симптомов, местоположение и стадия заболевания должны быть приняты во внимание для определения тактики лечения.

Приведим 2 наблюдения эндометриоза мочевого пузыря.
Больная Н., 47 лет, менархе в возрасте 14 лет, регулярные циклы. Жалобы на боли внизу живота во время менструации, макрогематурию, болезненное, учащенное мочеиспускание. В декабре 2006 г. – нефруретерэктомия справа по поводу гидронефроза.

Из лабораторных показателей обращает внимание эритроцитурия до 25 в поле зрения.

Больной выполнены общепринятые исследования: компьютерная томография (КТ) малого таза, гинекологическое исследование, УЗИ таза и почек, цистоскопия. По данным КТ малого таза мочевой пузырь правильной формы, достаточного наполнения, в зоне правого устья определяется дополнительное мягкотканое образование размерами 1–2 см. в сечении, которое после контрастного усиления визуализируется как дефект в области задней правой стенки, в дорзальных отделах полости малого таза на уровне тела матки больше справа небольшое количество жидкости, брюшина на этом уровне выглядит утолщенной, что не позволяло исключить эндометриоидное поражение. Второе исследование не выявило аномалий. В феврале 2007 г. при УЗИ мочевого пузыря выявлено образование мочевого пузыря размером 1,0х1,0 см, располагающееся в области правой боковой стенки. Цистоскопия характеризовалась наличием кистозного образования неправильной формы, до 1 см в диаметре, в котором определяется несколько характерных эндометриоидных кист, располагающегося над устьем правого мочеточника.

Цистоскопическое обследование пациентки С. Цистоскопическая картина эндометриоидных кист мочевого пузыря

Цистоскопическое обследование пациентки С.
Цистоскопическая картина эндометриоидных кист мочевого пузыря

Была выполнена ТУР – биопсия, в мочевой пузырь установлен катетер Фоли на 3 дня, пациентке проведен профилактический курс антибактериальной терапии. Патоморфологическое заключение: фрагмент слизистой мочевого пузыря покрыт переходно-клеточным эпителием, в строме гнезда Бруна и расширенные эндометриоидные железы, окруженные эндометриоидной стромой, железы проникают в мышечный слой.

Патоморфологическое исследование пациентки С. Морфологическая картина эндометриоидной кисты мочевого пузыря. Окраска гематоксилин-эозином, х5

Патоморфологическое исследование пациентки С.

Больная Т., 50 лет, история болезни № 30024, менархе в 13 лет, жалобы на дисменорею, дизурию во время менструации, периодически возникающую гематурию, диспареунию и боли в области таза.

Гинекологическое обследование было болезненным, однако патологических образований обнаружено не было. УЗИ органов малого таза: матка 70x43x36 мм и поликистоз правого яичника. В мочевом пузыре обнаружены образования размером 10x15 мм, располагающееся по правой боковой стенке, и несколько по левой стенке диаметром 0,3 мм.

Цистоскопическое обследование пациентки Т. Цистоскопическая картина эндометриоидных кист мочевого пузыря

Цистоскопическое обследование пациентки Т.
Цистоскопическая картина эндометриоидных кист мочевого пузыря

При цистоскопии обнаружено несколько характерных эндометриоидных «глазков», размером около 10 мм в диаметре. Больной выполнена трансуретральная резекция мочевого пузыря. В мочевой пузырь был установлен катетер Фоли на 4 дня, в послеоперационном периоде проведён профилактический курс антибактериальной терапии. Патоморфологическое исследование показало наличие эндометриоза, связанного с мышечной оболочкой мочевого пузыря.

Патоморфологическое исследование пациентки Т. Морфологическая картина эндометриоидной кисты мочевого пузыря. Окраска гематоксилин-эозином, х5

Патоморфологическое исследование пациентки Т.

Эндометриоз мочевого пузыря у большинства больных с симптомами нижних мочевых путей, может вызвать трудности в диагностике [219]. Таким образом, пациентам, предъявляющим жалобы на дизурию при отсутствии доказанной инфекции, цистоскопия должна быть выполнена в обязательном порядке.

Такой категории больных биопсия должна быть выполнена даже при наличии очевидного предположительного диагноза после цистоскопического исследования. Во время менструации эндометриоз мочевого пузыря дает не только характерную цистоскопическую картину с наличием эндометриоидных кист, но также и качественный гистологический материал. Лечение эндометриоза мочевыводящих путей является спорным вопросом и зависит от возраста пациентки, репродуктивности, тяжести симптомов.